Ботинки Nariman

Ботинки Nariman

Некоторые предметы гардероба прочно вошли в историю моды. Ботинки Nariman – одна из стильных тенденций прошлых лет, которая до сих пор не забыта.

NARIMAN – существовавшая когда-то крупная галантерейная корпорация, выпускающая различные товары. В ассортименте компании присутствовали обувь, всевозможная фурнитура для одежды, зонты, плащи.

Ботинки, созданные компанией более 150 лет назад, принесли ей широкую известность. Именно в таких ботинках ходил король рок-н-ролла Элвис Пресли. Именно в них выступал легендарный Фредди Меркьюри. И именно эта обувь запомнилась нам в любимом многими фильме про Остапа Бендера.

«Я милого узнаю по походке»

Кто не слышал задорную песню Гарика Сукачева про легко узнаваемую походку избранника? И наверняка, многие задавались вопросом, что за ботинки там упоминаются.

Первоначально эта песня исполнялась Юрием Морфесси. Популярный в 20-х годах российский эстрадный и оперный певец имел разносторонний репертуар. В первой версии данной песни можно было отчетливо услышать про ботинки «на рипах». Что это означает? Здесь слово «рип» употреблялось в значении «скрип».

Дело в том, что в начале 20 века большой популярностью в России пользовались ботинки со скрипом. Как ни странно, скрипящий звук, издаваемый при ходьбе, считался элементом модного образа. Скрип издавали ботинки на деревянной подошве. Чаще для их создания использовалась береза. Иногда сапожники шли на хитрость и делали вставки в кожаной подошве мужской обуви из сухой бересты или сахара. Через пару месяцев ботинки становились бесшумными и особый «шик» пропадал.

Сложно поверить в реальность такого тренда? Характер модных тенденций того времени доказывает и другая известная песня, в которой упоминаются «со страшным скрипом башмаки».

Тем не менее, из песни про милого «рипы» исчезли. Гарик Сукачев к изменению слов не причастен. В более поздних выступлениях Морфесси уже было заметно изменение упоминания «рипов» на слово «нариман».

Корректировка слов была связана с переездом певца во Францию. Было очевидно, что иностранцам будет сложно понять моду на скрипящую обувь. Это отражалось на смысле песни, поэтому проще было заменить слова.

В Советском Союзе тенденция на «шумную» обувь держалась еще долго. Ботинки со скрипом модники носили до 50-х годов. Особенно увлекался этой модой рабочий класс. Любому парню было приятно пройтись по улице, давая понять прохожим, что идет настоящий стиляга.

Но почему все же Нариман? Ведь Морфесси не случайно выбрал это слово для своей песни.

В тот период существовала лишь одна крупная компания, занимающаяся выпуском модной обуви. Это была корпорация Nariman. Полное название звучало как North Association Russian Imperial Merchandise Apparels Nationwide.

Классикой Наримана считалась двухцветная модель ботинок. Верхняя часть изделия была белой, а носочная часть и пятка выполнялись в черном цвете. Оригинальность фасона и удобство обуви сразу покорили сердца ценителей моды.

Оригинальные варианты ботинок изготавливалась из кожи. Более дешевые версии для широкого круга потребителей были комбинированными. В таких моделях кожаной была лишь нижняя часть ботинок. Для верхней части изделия применялась парусина.

Еще одна характерная деталь модели – кнопки с внешней части изделия, фиксирующие ботинок на ноге. Они придавали обуви особый шарм.

Современная интерпретация первоначального варианта Нариман – удобные и стильные Chelsea Boots. В этой модели на смену кнопкам пришла резинка, обеспечивающая комфорт и позволяющая носить ботинки людям с разной полнотой ноги. Такая обувь выполняется из кожи или замши. Ботинки могут иметь резинку, подобранную в тон к материалу изделия, или сочетать в себе два контрастных цвета.

Ботиночки он носит «Нариман» – что это «Нариман»

Что означает «ботиночки Нариман» в песне?

Строки известных песен быстро становятся крылатыми цитатами. Люди начинают их активно использовать в повседневной речи. И даже не задумываются об их значении. Аналогичная ситуация произошла и с известной песней Гарика Сукачева «А я милого узнаю по походке…».

Известность к исполнителю пришла именно благодаря этой композиции, но далеко не он был ее первым и единственным исполнителем, хоть и самым ярким и запоминающимся.

Гарик Сукачев — популярный советский и российский рок-исполнитель. Яркая и неординарная личность. Именно в его исполнении песня «А я милого узнаю по походке…» обрела наибольшую популярность, хотя до него уже исполнялась другими певцами. На сегодняшний день нет однозначного ответа, кто является автором музыкальной композиции. Но большинство с уверенностью могут заявить, что точно знают ее скандального исполнителя.

По предположению многих песня «А я милого узнаю по походке» возникла благодаря старинному русскому романсу «Зачем тебя я, милый мой, узнала». Первый вариант песни был записан в далеком 1912 году Юрием Морфесси.

В советское время русские романы перестали пользоваться популярностью, но среди тех, кто покинул родину, наоборот были в огромном почете. Именно для эмигрантов и исполнял эту музыкальную композицию в 60-х годах Алеша Дмитриевич (текст был изменен).

После Дмитриевича на песню обратили внимание и другие знаменитые исполнители, такие как Владимир Высоцкий, Любовь Успенская и Алла Баянова. Но новую жизнь песня получила благодаря Гарику Сукачеву и Александру Скляру. Также композиция была исполнена Гариком и сольно в новогоднем мюзикле «Старые песни о главном». На эту песни был снят клип.

После того, как песня «А я милого узнаю по походке…» в конце 90-х вышла на отечественные экраны, о ней заговорили все без исключения. Она стала одной из самых главных праздничных, свадебных и застольных композиций. Ее исполняли сольно и в дуэте, под баян и даже под гитару.

Когда песня облетела все уголки нашей огромной страны, у людей стал возникать вопросы: что же такое ботинки «Нариман»? О каких ботинках поется в песне? И что обозначает слово «Нариман»?

Существует несколько теорий, которые могут пролить свету на эту историю.

Одна из версий говорит о том, что в песне поется совсем не про ботинки «Нариман» и слово просто было услышано и понято неправильно. Оно должно быть заменено другим словом — «на рипах». Которое, в свою очередь, имеет украинское происхождение и в переводе означает «со скрипом».

То есть речь идет о ботинках, которые ступают со скрипом. Такую обувь слышно издалека, поэтому и «милого» можно услышать хоть откуда. Несмотря на все противоречия, один из первых исполнителей песни шансонье Морфесси исполняет именно такой вариант.

Вторая версия гласит, что ботинки «Нариман» получили свое название благодаря одноименной ассоциации, которая существовала еще до революции. Ассоциация продавала различные товары, в число которых входили и широко известные ботинки.

Оригинальная обувь была изготовлена из белой кожи с черными мысками и задником. Застегивались такие ботинки с помощью кнопок. К тому же, стоит отменить, что нариманом называли и другую обувь — ботинки с длинными носками и резинками (в первой модели не было предусмотрено никаких резинок).

Третья теория по праву считается самой распространенной. Речь идет о бакинской фабрике Нариманова Нариманова. Происхождение обуви, как не сложно догадаться, связывают с именем владельца фабрики. Обувь пользовалась огромной популярностью в 60-х годах.

Скорее всего именно с этой версией и связаны слова из песни.

Самой маловероятной и не правдоподобной версией является то, что вместо слова «Нариман» в тексте песни используется слово «Мореман». Слово очень схоже по звучанию и тоже обозначает ботинки, только флотские.

Таким образом, доподлинно неизвестно, что подразумевал автор песни, когда придумывал ее текст. Тем более, что имя автора тоже скрыто за мраком тайн. Сама песня переходила от одного исполнителя к другому, у нее менялся текст и композиция, но она всегда была по душе простому русскому народу с его чистой и открытой душой.

Текст песни незамысловатый и близок каждому человеку и даже в наше время в далеких российских деревнях можно услышать ее звучание.

Какой смысл был вложен в текст песни знает только автор. И возможно первоначальный текст совсем не соответствовал тому, который так был популярен в конце девяностых годов. Переходя из рук в руки песня приобрела новое звучание и теряла первоначальный смысл.

Так менялся и сам текст. Поэтому весьма вероятно, что все теории, изложенные выше, имеют место быть. А пока нам остается только гадать и наслаждаться ее звучанием. Возможно, однажды правда откроется и шокирует нас своим новым и совсем непривычным смыслом.

Что такое — брюки галифе, ботиночки нариман, шляпа на панаму?

Гарик Сукачёв поёт в своей песне:

А шляпу он носит на панаму,

Ботиночки он носит нариман.

А что это за форма или стиль одежды такой?

Ношение галифе дает понять, что перед вами — человек, отслуживший в армии, что по тем временам, когда создавалась песня, весьма статусно. Ботинки фабрик Наримана (ассоциация производителей) отличались качеством и немалой ценой. «Напанама» — диалектизм, кажется, одесский. Опять же, панама указывает на то, что перед нами НЕ партработник, не функционер, который не позволил бы себе этого «легкомыслия». Так кто же перед нами? Модник, в прошлом военный, человек со средствами, но не из категории «аппаратчиков». То есть весьма привлекательный тип!)))

«. ботиночки онъ носитъ «Нариманъ». На письме это обозначалось именно так.

«NARIMAN» — аббревиатура, North Association Russian Imperial Merchandise Apparels Nationwide («Общенациональная северная ассоциации российских имперских товаров и одежды).

«NARIMAN» — крупная галантерейная корпорация, специализировавшаяся на огромном спектре разных товаров, включая товары одежной фурнитуры, обуви, зонтов, плащей и корсетов.

Модель ботинка, разработанная компанией «NARIMAN» около 150 лет назад. Эта та самая модель, которую носили Элвис Пресли, Фредди Меркьюри, ливерпульская четверка и. все стиляги XX века. Именно в такой обуви запомнили мы Остапа Бендера во всех экранизациях произведений Ильфа и Петрова. В сегодняшней мировой классификации, те самые «ботиночки «Нариман», называются «Chelsea Boots».

имеется в виду, что классика Наримана — это псевдогамаши:

Раньше у военных штаны шили по фасону, который назывался галифе, это зауженные ниже колена и широкие выше от колен штаны, такой фасон был удобен для ношения с сапогами, в которые была обута вся армия. Возможно, в данном случае речь идёт об возможно отставном военном. На это указывает слово панама, которую военные не носили и не носят до сих пор, хотя в ряде иностранных армий военные носят панаму, как наиболее удобный вид головного убора в определённых условиях. Ботинки нариман это качественная и дорогостоящая обувь, которую не все могли себе позволить. Это возможно гардероб военного в отставке, который любил по меркам того времени элегантно одеваться.

Итак начнём по порядку:

Брюки галифе — это такие брюки — это такие армейские брюки, которые сильно заужены снизу до почти колена, а далее вверх расширяются. Сделано так, чтобы при ношении армейских сапог ничего не тёрлось внутри и чтобы можно было свободно надевать сапоги.

Ботиночки нариман — обычные ботинки с одним только отличием, это то, что их изготовляли в Азербайджане на Наримановской обувной фабрике, названная в честь азербайджанского писателя — Наримана Кербалаи.

Шляпа на панаму — оказалось очень сложно найти как это и что за шляпа, есть три версии этого выражения:

  • приставка «на» заменяет матное слово (я эту версию отметаю)
  • Одеваются две шляпы, одна простая панама, а сверху шляпа (версия более правдоподобная, так как под шляпы на самом деле одевали различные шапчонки типа панам, чтобы шляпа сидела лучше на голове и не слетала от ветра)
  • это выражение используется вместо слов «аля панама», т.е. некоторое подобие панамы.

Позволю себе высказать комментарий по поводу шляпы и всего остального. Отец мне объяснял в моем еще детстве, что после войны люди жили небогато, а потому бережно относились к имеющимся вещам. В южных регионах страны, особенно летом, голова под шляпой потела. Чтобы пот не проступал через материал шляпы наружу и не оставлял белых разводов, бережливые модники выбирали шляпы большего размера, а внутрь вставляли обычные хб-шные панамы, которые и абсорбировали пот.

Поэтому выражение «носит шляпу на панаму» скорее всего имеет самый прямой смысл.

По поводу голифе и нариманов просматривается явное противоречие, мне кажется это взаимоисключающие вещи. Как правильно здесь многие писали, брюки голифе предназначались и носились именно с сапогами. Голифе продолжали носить отставные военные, просто потому что банально больше нечего было надеть. А комбинация голифе с нариманами выглядела бы просто чудовищно. Человек, который мог себе позволить нариманы, обязан был иметь хотя бы пару обычных брюк. Хотя . на что только не решится мужчина, чтобы привлечь внимание своей избранницы.

Что такое ботинки нариман?

Лаковые штиблеты из фильмов про Остапа Бендера – это и есть нариман. Ещё их можно увидеть в картинах про Ильфа и Петрова. Даже среди героев мультипликации найдётся пара-тройка ценителей данных ботинок. В качестве примера можно привести сыщика из Бременских музыкантов. Того самого, у которого нюх, как у собаки, а глаз, как у орла.

Что это за ботинки?

От других лаковых ботинок данные отличаются:

  • наличием небольшого голенища;
  • отсутствием шнурков;
  • суженным носком;
  • выделенной носовой частью (либо цветом, либо вышитым узором, либо тонкой полоской перфорации);
  • невысоким, но широким каблуком;
  • выделенным задником (сегодня эту деталь часто упускают).

Описание подходит не только к нариманам, но и ещё к одной модели. Существует версия, согласно которой эта обувь вообще есть не что иное, как разновидность челси (английских ботинок). Причём в этой истории до конца неясно, кто у кого позаимствовал задумку – то ли это европейский дизайнер, стремясь угодить королеве, адаптировал русский фасон, то ли наоборот. Патриоты склоняются к последнему варианту. По их версии, сначала, примерно 150 лет назад, появилась продукция Nariman.

Как бы там ни было, на Западе наши нариманы называют Chelsea boots. Это не совсем грамотно, если учесть, что модель челси подразумевает наличие резиновых вставок по бокам и отсутствие каких-либо застёжек.

Не совпадает и концепт подошвы. У классической английской модели эта часть покрыта кожей, у традиционных нариманов она выполнена из дерева. Например, из берёзы. Цель такого элемента: создание особого скрипа. Человек, шагающий в данных ботинках, воспроизводил звуки, которые в сознании людей того времени соотносились со скрипом качественной и дорогой кожи. Даже считалось, что шумит не подошва, а натёртое до блеска голенище.

И мода на подобное звуковое сопровождение была распространена только в России (чуть позже – в СССР). Европейцы не видели в этом ничего привлекательного. Поэтому их челси никогда не скрипели и, следовательно, не понравились бы отечественным модникам.

Ещё одно отличие между 2 указанными видами ботинок – изначальная гендерная принадлежность. Английские модели на заре своего появления предназначались исключительно для дам из высшего общества. Они надевали челси на конные прогулки.

Нариманы же пользовались популярностью у мужчин и только в определённых кругах. Их можно было увидеть на военных, сыщиках, обеспеченных студентах и, как это ни странно, на криминальных личностях. Например, на членах одесской мафии.

Подтверждение тому легко найти в строчках: «А шляпу он носит на панаму, ботиночки он носит нариман». По популярной версии, на преступном сленге одной из древнейших группировок в мире – одесской мафии – «на панаму» означает «на дело». То есть милый, о котором ведётся речь в песне, свои чёрные делишки проворачивал, будучи одетым в шляпу и обутым в ботинки нариман. Вот вам и идея для лука.

Важно! Частое упоминание слово «версия» говорит о том, что достоверные сведения о происхождении и пути лаковых штиблетов до нас не дошли. Озвучиваются исключительно предположения.

Происхождение названия

Ботинки со скрипом – культовая вещь всей первой половины XX века. О них упоминается сразу в нескольких песнях тех лет, но у современного человека нариманы в первую очередь ассоциируются с композицией в исполнении «Неприкасаемых» (рок-группа Гарика Сукачёва). На самом деле авторство этой песни ему не принадлежит. Она была написана человеком, о котором сегодня ничего не известно.

Впервые же исполнил её Дмитрий Ростанов. В 1913 году эта песня была выпущена на пластинке. В то время она называлась «Скоро милая уедет», и относилась к жанру жестокого романса.

В оригинальной версии нариманы вообще не упоминались. Вместо них шло словосочетание «на рипах», которое имеет значение «со скрипом». Замену осуществил один из последующих исполнителей. Предположительно, это было сделано певцом-мигрантом по причине того, что в Европе слушатели не понимали, что такое «на рипах». Зато о советской фабрике Нариман, выпускающей кожаную обувь и одежду, за границей знали. Так, с лёгкой подачи певца название производителя перешло на его продукцию.

Важно! С персидского, Нариман – мужественный, сильный духом.

Компанию же назвали так в честь первого владельца, Наримана Кербалаи. Это имя и сейчас популярно среди восточных народов.

«Версии» ботинок

Каноничный фасон ботинок нариман имеет мало общего с сегодняшним их воплощением. Изначально они не были однотонными. Обязательно присутствовало сочетание 2 цветов: белого (основные детали) и чёрного (кнопки, носок, запятник).

В отношении материалов единства тоже не было. Носок шили из гладкой кожи, желательно лакированной (чем больше блеска – тем лучше, моднее). На запятник могли пустить кожу более низкого качества. Для белой же основы брали парусину. Она позволяла хоть немного снизить цену (стоимость настоящей фабричной пары была неподъёмной для обычного рабочего человека).

Обеспеченные же люди и бандиты – представители одесской мафии, например – могли себе позволить нариман, пошитый целиком из качественной кожи, без вставок из парусины. Но центральная белая часть у них всё равно оставалась мягкой (запятник и носок, наоборот, были очень твёрдыми).

У современных же моделей голенище зачастую по твёрдости не отличается от других частей ботинка. Цветовое разделение может вообще отсутствовать. Изделие шьют из чего угодно, в том числе из кожзама, замши и нубука. Отдельные модели так и вовсе идут на каблуках.
С чем комбинируют ботинки в образах?

Традиционный образ: ботинки, прямые брюки мужского кроя, рубашка (максимально классическая, на пуговицах и накрахмаленным воротником), кепка или шляпа.

С каждым перечисленным предметом гардероба можно «поиграться». Например, взять однотонные штаны оверсайз с подворотами либо слегка зауженную книзу (но не облегающую!) модель. Подойдёт и вариация пижамного стиля (полоски).

Рубашку – однотонную или в полоску – нужно заправить. Застёгивать или не застёгивать её на все пуговицы – личный выбор. Чтобы она хорошо смотрелась с широкими штанами, стоит присмотреться к подтяжкам. Если этот аксессуар не нравится, замените его кожаным ремнём. Вместо рубашки можно надеть и водолазку с горловиной. На шее пусть будет шарф (не цветастый). Пиджак тоже будет уместен.

Важно! Майкл Джексон носил нориман с однотонными яркими костюмами и галстуком.

Для менее богемного и более повседневного образа подойдут укороченные брюки или джинсы. С ними носят свитер (не облегающий или вовсе по типу оверсайз), объёмную кофту, заправленную футболку (тоже свободную). Перечисленные варианты разрешается совместить (например, надеть рубашку под тонко вязанный свитерок), так как в моде многослойность.

У некоторых и вовсе получается сочетать данные ботинки с юбкой и платьями. Например, с юбкой-карандашом, моделью в стиле преппи, солнцем и даже многослойной пачкой из тюля.

Важно! Из принтов предпочтительнее всего полоска и клетка.

В качестве верхнего предмета гардероба может выступать:

  • шерстяное пальто;
  • очень длинный тканевый плащ;
  • укороченная кожаная куртка;
  • пальто по типу бушлата.

На голове пусть будет фетровая шляпа с твёрдыми полями (в некоторых случаях «выстреливают» длиннополые модели, поэкспериментируйте) или вязаная облегающая шапка.

Звёзды, которые носят этот тренд

Ранее в них появлялись на публике и во время выступлений такие мировые и отечественные звёзды, как:

  • Майкл Джексон;
  • Гарик Сукачёв;
  • Фредди Меркьюри;
  • Элвис Пресли;
  • The Beatles.

Сегодня к подобной обуви часто обращаются Виктория Бекхэм с мужем, Джессика Альба, Кайли Миноуг, Крис Эванс. Носят они не оригинальные чёрно-белые лакированные полугамаши, а усреднённую версию нариман и челси.

Ботинки нариман: история возникновения названия

«А раньше ведь я этого не знала!» — эту строчку из известной в наше время песни Гарика Сукачева знает каждый. Но у многих возникал вопрос о том, что же это за ботинки нариман, благодаря которым узнают «милого по походке»? Существует три версии происхождения этого названия.

Для начала немного истории

Первым эту песню исполнил русский певец-баритон Юрий Морфесси. В его исполнении стали известны такие песни, как «Чубчик» (позже ее перепел Леонид Утесов), «Дорогой длинною», «Бублички», «Очи черные» и множество других цыганских романсов. В старой записи песни про ботинки нариман этого исполнителя слышится «на рипах», что, вероятно, от украинского «рип», то есть скрип. В начале двадцатого века были очень популярны ботинки на деревянной подошве, которые при ходьбе издавали характерный скрип. В то время это считалось особым шиком. Вспомним строчку из другой популярной песни – «со страшным скрипом башмаки». В основном, такую подошву изготовляли из березы. Получается, что Гарик Сукачев неправильно интерпретировал известную песню? Это не совсем так. В более поздних исполнениях отчетливо слышно «ботиночки нариман». Оказывается, в двадцатые годы прошлого века сам Морфесси откорректировал эпитет «на рипах».

«Жертвы моды»

Русские исполнители в эмиграции понимали, что французской публике будет не совсем понятна столь странная мода на обувь со скрипом. Хотя в Советском Союзе еще долго сохранялась тенденция на такие ботинки. Башмаки со скрипом вплоть до пятидесятых годов двадцатого века считались культовой вещью. Особенно у рабочих. Характерный скрип давал знать, что идет не какое-нибудь отребье, а важный и модный мужчина. Особо ценным считалось, когда скрипел только один из ботинок. Для этого подшивалось дерево к нижней части ботинка или насыпался сахарный песок в каблук. Подошва из сухой бересты быстро изнашивалась, но это не останавливало отчаянных модников.

Столь странную особенность предпочтений русских было тяжело объяснить практичным европейцам. Поэтому Морфесси заменил на более благозвучное название «ботинки нариман». И это не случайный выбор. В то время существовала крупная корпорация, специализирующаяся на производстве галантерейных товаров, а также столь популярной обуви. Называлась она, как вы уже догадались, Nariman (North Association Russian Imperial Merchandise Apparels Nationwide). Ботинки нариман (фото того, как они выглядят в классической версии, прилагается) были разработаны более ста пятидесяти лет назад, но остаются популярными и в наше время. Как в мужском, так и в женском варианте.

Кто из знаменитостей носил ботинки нариман?

Модель этой обуви в наше время называется Chelsea Boots. Под таким же названием они известны и более широкой публике. Все стиляги двадцатого века обязательно имели в своем гардеробе культовую обувь. Балерины и девушки, работающие на фабрике, банкиры и рыбаки, бандиты и богема, аристократы и простолюдины – все носили ботинки нариман. В свое время в таких ботинках выступали Элвис Пресли, знаменитая ливерпульская четверка и Фредди Меркьюри. На постсоветском пространстве во всех экранизациях похождений Остапа Бендера из бессмертных произведений Ильфа и Петрова главный герой щеголяет именно в «нариманах».

Третья версия происхождения названия

Этот вариант менее романтичен и не так распространен в различных источниках истории возникновения знаменитой обуви. Но тем не менее, он имеет право на существование. Речь идет о широко известной в узких кругах бакинской обувной фабрике, которая носит имя одного из партийных деятелей азербайджанского совнаркома Наримана Нариманова.

Культовая модель обуви в наше время считается классической и встречается в коллекциях многих известных брендов.

Ботинки Nariman

Ботиночки он носит «нариман»

Строчку из известной песни в исполнении Гарика Сукачева знает каждый. Но мало кто задумывается, а что это за ботиночки такие, по которым можно узнать «милого по походке». Поискал я кое-где и вот что «нарыл». Не стоит объяснять, чем вызвано мое любопытство? Делюсь.
А первым исполнителем этой незамысловатой песенки был Юрий Спиридонович Морфесси -русский певец (баритон). Широкой публике имя малоизвестное. «Баяном русской песни» называл его Фёдор Шаляпин. Именно в его исполнении стали известными такие песни как: «Ах, эти черные глаза», «Раскинулось море широко», «Чубчик» (исполненные затем Леонидом Утесовым, работавшим когда-то с Ю. Морфесси), «Дорогой длинною», «Ехали цыгане», «Пара гнедых», «Льется песня»(Цыгане дружною толпою), «Очи черные» (Николай Сличенко), «Кирпичики», «Бублички», «Глядя на луч пурпурного заката», «Как цветок душистый» ( Выпьем мы за Сашу, Сашу дорогого).
Вот, что вспоминает о нем Александр Вертинский:
«За границей, в эмиграции, было много наших русских актеров, но я не помню ни одного, который бы в искусстве двинулся вперед, оторвался бы от того, чему он выучился когда-то.
Мой приятель — Юра Морфесси — в свое время имел большой успех в Петербурге как исполнитель цыганских романсов. Но, попав в эмиграцию, он никак не мог сдвинуться с мертвой точки прошлого.»

Запись конечно старенькая, но отчетливо слышится слова «на рипах». Всё сходится. Популярные в начале XX века ботиночки со скрипом. «на рипах», т. е. на специальных деревянных подошвах, издающих скрип (глагол «рипеть», до сих пор используемый на Юге России, означает «скрипеть»).
Ри’пати (г. ср.) СкрипЪть. «Чого винъ ри’па, ри’пае?» Чего онъ скрипитъ двЪрями, ходитъ и выходитъ. «Чоботы з’ ри’пами». Сапоги скрипятъ.
Вроде бы все понятно и можно ставить точку. Но не надо спешить обвинять Гарика Сукачева в некорректном «прочтении» известной песни. В исполнении других певцов и музыкантов отчетливо слышно «нариман» (правда, есть и другие версии: «на липах» «на лиман», «малиман» и т.д.). Оказалось, что еще в 20-е годы (по одной из версий сам Морфесси, по другой А.И. Димитриевич* в 60-е) изменил выражение «на рипах» на слово «нариман». Чем это было вызвано?
Димитриевич Алексей Иванович (1913 — 1986) -французский аранжировщик болгарского происхождения .Родился в Сербии. Отец был сербским цыганом, который женился на петербуржской цыганке. Димитриевичи жили в России, но совсем недолго.

Русские эмигранты понимали, что парижской публике трудно будет понять, в чём же прелесть скрипа. Хотя в России и Советском Союзе даже после войны ещё «в моде» были «со страшным скрипом башмаки». Башмаки со скрипом в первой половине прошлого века считались очень продвинутой вещью. Особенно в рабочих кварталах. Чтобы потрафить клиентам, сапожники прокладывали кожаную подошву башмаков кусочками сухой бересты или сахарным песком. При ходьбе такие башмаки отчаянно скрипели, давая понять прохожим, что идет не босота какая-нибудь, а модный парень. Качество резиновой подошвы и других материалов заставляло их замолчать только через месяц-два носки. Особым «шиком» считалось, когда из пары скрипел только один ботинок. Морфесси (Димитриевичу) проще было заменить в песне ужасно скрипящую русскую обувь на благозвучные для публики фартовые ботиночки «нариман».
Понятно, но почему ботинки так назвали? Когда это было?
«Захожу в парадную, навстречу идет Сережа. Увидел меня и окаменел. Бледный как мел. Трясется от страха, как будто приведение увидал. Я рассмеялся. Одет я во всем белое – белые брюки, рубашка, длинный белый плащ, белый шарф и ботинки нариман»… (воспоминания Анатолия Мариенгофа, поэта-имажиниста, 1923 год).
Добавлю свои «три копейки». Когда мне было 16, я учился играть на гитаре. Мой «наставник и учитель» — Володя Ефремов показал мне три главных аккорда. С утра до вечера наяривал на гитаре, мучая своих близких многочисленными повторениями. Вова не любил блатняк и учил меня плаксивым дворовым песням. А вот в армии моим «учителем» стал Юрка Казаков из города Советск, Кировской области. Бо-о-ольшой любитель жаргонных песенок. У него я услышал старую нэпманскую песню. Прошло 30 лет и естественно весь текст не помню, только пару строк:
«Носил он фрак, гамаши
И нариман носил.
В кармане финка,
Ни цента за душой
Зато бутылка с виски
Эх… не была пустой!»
Тогда мы с ним были абсолютно уверены, что «нариман» был чем-то вроде шляпы или котелка. Несколько позднее я услышал «ботиночки он носит «нариман» и совсем не знал что думать. Перебрал массу вариантов, но не нашел никаких доказательств и . забросил это дело.
И вдруг наталкиваюсь :«. ботиночки онъ носитъ «Нариманъ». На письме это обозначается именно такъ! Дело въ томъ, что въ районе Бачи… есть очень мощная дiаспора т.н. «горскихъ iудеевъ». Такъ вотъ, въ далёкiя времена НЭПа , у этихъ людей имелась фабрика, названная по имени владельца «Нариманъ», коя выпускала обувь. . по заверенiямъ очевидцевъ, Одэсскiя блатныя iудеи предпочитали ботиночки именно этой фабрики…» Интересно, интересно. Начинаю искать и нахожу… еще одну версию.
Законодателями мировой моды, утверждают источники, была Российская Империя, а не Италия с Францией, как сейчас. Модель ботинка, разработанная компанией «NARIMAN» около 150 лет назад, сегодня является одной из самых популярных моделей мужской обуви. Ее носят простолюдины и аристократы, артисты и бандиты, государственные деятели и танцовщики балета. Эта та самая модель, которую носили Элвис Пресли, Фредди Меркьюри, ливерпульская четверка и. все стиляги XX века. Именно в такой обуви запомнили мы Остапа Бендера во всех экранизациях произведений Ильфа и Петрова. Носят сейчас и будут носить еще много лет. В сегодняшней мировой классификации, те самые «ботиночки «нариман», называются «Chelsea Boots». «NARIMAN» — аббревиатура, North Association Russian Imperial Merchandise Apparels Nationwide («Общенациональная северная ассоциации российских имперских товаров и одежды). «NARIMAN» -крупная галантерейная корпорация, специализирующаяся на огромном спектре разных товаров, включая товары от одежной фурнитуры (пуговицы, крючки, застежки),обуви, зонтов, плащей и корсетов.

1.Cовременная разновидность «ботиночек нариман».

2.Оригинальный «нариман» был не одноцветным, а комбинированным – изготовлен из белой кожи с черным мыском и задником (в более дешевых моделях из кожи были лишь мыски с задниками, а все остальное из парусины). Помимо этого – у него не было никаких резинок, а на голенище сбоку, с наружной стороны был разрез, застегивающийся на кнопки.

Хотите спросить кто дал название ботинкам — фабрика «горскихъ iудеевъ» или имперская компания «NARIMAN»? Не знаю. Это, теперь, неважно. Песня пережила десятилетия, как и модельные ботинки «нариман». Выводы, сопоставления не претендуют на истину в последней инстанции. Так или нет, покажет время. Поживем, увидим.

PS: Имя моего отца не имеет к этой истории никакого отношения.
Нариман- (персидский, древне-иранский) сильный духом

Ботиночки он носит «нариман»

Строчку из известной песни в исполнении Гарика Сукачева знает каждый. Но мало кто задумывается, а что это за ботиночки такие, по которым можно узнать «милого по походке». Поискал я кое-где и вот что «нарыл». Не стоит объяснять, чем вызвано мое любопытство? Делюсь.
А первым исполнителем этой незамысловатой песенки был Юрий Спиридонович Морфесси -русский певец (баритон). Широкой публике имя малоизвестное. «Баяном русской песни» называл его Фёдор Шаляпин. Именно в его исполнении стали известными такие песни как: «Ах, эти черные глаза», «Раскинулось море широко», «Чубчик» (исполненные затем Леонидом Утесовым, работавшим когда-то с Ю. Морфесси), «Дорогой длинною», «Ехали цыгане», «Пара гнедых», «Льется песня»(Цыгане дружною толпою), «Очи черные» (Николай Сличенко), «Кирпичики», «Бублички», «Глядя на луч пурпурного заката», «Как цветок душистый» ( Выпьем мы за Сашу, Сашу дорогого).
Вот, что вспоминает о нем Александр Вертинский:
«За границей, в эмиграции, было много наших русских актеров, но я не помню ни одного, который бы в искусстве двинулся вперед, оторвался бы от того, чему он выучился когда-то.
Мой приятель — Юра Морфесси — в свое время имел большой успех в Петербурге как исполнитель цыганских романсов. Но, попав в эмиграцию, он никак не мог сдвинуться с мертвой точки прошлого.»

Запись конечно старенькая, но отчетливо слышится слова «на рипах». Всё сходится. Популярные в начале XX века ботиночки со скрипом. «на рипах», т. е. на специальных деревянных подошвах, издающих скрип (глагол «рипеть», до сих пор используемый на Юге России, означает «скрипеть»).
Ри’пати (г. ср.) СкрипЪть. «Чого винъ ри’па, ри’пае?» Чего онъ скрипитъ двЪрями, ходитъ и выходитъ. «Чоботы з’ ри’пами». Сапоги скрипятъ.
Вроде бы все понятно и можно ставить точку. Но не надо спешить обвинять Гарика Сукачева в некорректном «прочтении» известной песни. В исполнении других певцов и музыкантов отчетливо слышно «нариман» (правда, есть и другие версии: «на липах» «на лиман», «малиман» и т.д.). Оказалось, что еще в 20-е годы (по одной из версий сам Морфесси, по другой А.И. Димитриевич* в 60-е) изменил выражение «на рипах» на слово «нариман». Чем это было вызвано?
Димитриевич Алексей Иванович (1913 — 1986) -французский аранжировщик болгарского происхождения .Родился в Сербии. Отец был сербским цыганом, который женился на петербуржской цыганке. Димитриевичи жили в России, но совсем недолго.

Русские эмигранты понимали, что парижской публике трудно будет понять, в чём же прелесть скрипа. Хотя в России и Советском Союзе даже после войны ещё «в моде» были «со страшным скрипом башмаки». Башмаки со скрипом в первой половине прошлого века считались очень продвинутой вещью. Особенно в рабочих кварталах. Чтобы потрафить клиентам, сапожники прокладывали кожаную подошву башмаков кусочками сухой бересты или сахарным песком. При ходьбе такие башмаки отчаянно скрипели, давая понять прохожим, что идет не босота какая-нибудь, а модный парень. Качество резиновой подошвы и других материалов заставляло их замолчать только через месяц-два носки. Особым «шиком» считалось, когда из пары скрипел только один ботинок. Морфесси (Димитриевичу) проще было заменить в песне ужасно скрипящую русскую обувь на благозвучные для публики фартовые ботиночки «нариман».
Понятно, но почему ботинки так назвали? Когда это было?
«Захожу в парадную, навстречу идет Сережа. Увидел меня и окаменел. Бледный как мел. Трясется от страха, как будто приведение увидал. Я рассмеялся. Одет я во всем белое – белые брюки, рубашка, длинный белый плащ, белый шарф и ботинки нариман»… (воспоминания Анатолия Мариенгофа, поэта-имажиниста, 1923 год).
Добавлю свои «три копейки». Когда мне было 16, я учился играть на гитаре. Мой «наставник и учитель» — Володя Ефремов показал мне три главных аккорда. С утра до вечера наяривал на гитаре, мучая своих близких многочисленными повторениями. Вова не любил блатняк и учил меня плаксивым дворовым песням. А вот в армии моим «учителем» стал Юрка Казаков из города Советск, Кировской области. Бо-о-ольшой любитель жаргонных песенок. У него я услышал старую нэпманскую песню. Прошло 30 лет и естественно весь текст не помню, только пару строк:
«Носил он фрак, гамаши
И нариман носил.
В кармане финка,
Ни цента за душой
Зато бутылка с виски
Эх… не была пустой!»
Тогда мы с ним были абсолютно уверены, что «нариман» был чем-то вроде шляпы или котелка. Несколько позднее я услышал «ботиночки он носит «нариман» и совсем не знал что думать. Перебрал массу вариантов, но не нашел никаких доказательств и . забросил это дело.
И вдруг наталкиваюсь :«. ботиночки онъ носитъ «Нариманъ». На письме это обозначается именно такъ! Дело въ томъ, что въ районе Бачи… есть очень мощная дiаспора т.н. «горскихъ iудеевъ». Такъ вотъ, въ далёкiя времена НЭПа , у этихъ людей имелась фабрика, названная по имени владельца «Нариманъ», коя выпускала обувь. . по заверенiямъ очевидцевъ, Одэсскiя блатныя iудеи предпочитали ботиночки именно этой фабрики…» Интересно, интересно. Начинаю искать и нахожу… еще одну версию.
Законодателями мировой моды, утверждают источники, была Российская Империя, а не Италия с Францией, как сейчас. Модель ботинка, разработанная компанией «NARIMAN» около 150 лет назад, сегодня является одной из самых популярных моделей мужской обуви. Ее носят простолюдины и аристократы, артисты и бандиты, государственные деятели и танцовщики балета. Эта та самая модель, которую носили Элвис Пресли, Фредди Меркьюри, ливерпульская четверка и. все стиляги XX века. Именно в такой обуви запомнили мы Остапа Бендера во всех экранизациях произведений Ильфа и Петрова. Носят сейчас и будут носить еще много лет. В сегодняшней мировой классификации, те самые «ботиночки «нариман», называются «Chelsea Boots». «NARIMAN» — аббревиатура, North Association Russian Imperial Merchandise Apparels Nationwide («Общенациональная северная ассоциации российских имперских товаров и одежды). «NARIMAN» -крупная галантерейная корпорация, специализирующаяся на огромном спектре разных товаров, включая товары от одежной фурнитуры (пуговицы, крючки, застежки),обуви, зонтов, плащей и корсетов.

1.Cовременная разновидность «ботиночек нариман».

2.Оригинальный «нариман» был не одноцветным, а комбинированным – изготовлен из белой кожи с черным мыском и задником (в более дешевых моделях из кожи были лишь мыски с задниками, а все остальное из парусины). Помимо этого – у него не было никаких резинок, а на голенище сбоку, с наружной стороны был разрез, застегивающийся на кнопки.

Хотите спросить кто дал название ботинкам — фабрика «горскихъ iудеевъ» или имперская компания «NARIMAN»? Не знаю. Это, теперь, неважно. Песня пережила десятилетия, как и модельные ботинки «нариман». Выводы, сопоставления не претендуют на истину в последней инстанции. Так или нет, покажет время. Поживем, увидим.

PS: Имя моего отца не имеет к этой истории никакого отношения.
Нариман- (персидский, древне-иранский) сильный духом

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Домашний кинозал (237)
  • Фильмы он-лайн (73)
  • Вечерком (63)
  • Английское кино (56)
  • Архитектура разных стран (210)
  • Пост-настроение (86)
  • Мода и Стиль (68)
  • Британская Литература (30)
  • Великобритания- география в картинках (333)
  • Лондон (137)
  • Шотландия (35)
  • Винтажный декор (213)
  • Антикварная мебель (14)
  • Лампы и абажуры (13)
  • Открытки (25)
  • Подушки и сумки (32)
  • Старинные платья (28)
  • Декор стен в интерьере (115)
  • Декупаж -интересные идеи (229)
  • Идеи дизайна интерьера (356)
  • ванные (8)
  • Гостиные (32)
  • Детские (4)
  • Кухни (28)
  • пределки мебели (47)
  • Спальни (21)
  • Стили дизайна интерьера (125)
  • Интересности и полезности (956)
  • Уроки живописи (38)
  • Украшения своими руками (30)
  • Декоративные поделки (334)
  • Здоровье (45)
  • Иностранные языки (72)
  • Креативное дизайн-оформление блюд (51)
  • Ирландия — география в картинках. (11)
  • Красивые двери (5)
  • Мои любимые: музыка и исполнители (99)
  • Мои путешествия (56)
  • Мои работы (309)
  • Интерьерные проекты (33)
  • Мои стихи (27)
  • Кулинарные находки и изобретения (33)
  • Мои переделки (36)
  • Мои поделки (68)
  • Панно и картины (50)
  • Фото-арт галерея моих картин (69)
  • Позитив (233)
  • Резьба по дереву (61)
  • резьба по разным материалам (23)
  • Скульптура (17)
  • Слушаем аудиокниги и радиоспектакли (80)
  • Удивительное с миру по нитке (207)
  • Чудеса духовного развития (11)
  • Фото, картины (463)
  • Фото-художники (36)
  • Пейзажи горных озёр (24)
  • Графика, иллюстрации (10)
  • фракталы (8)
  • Юмор (57)

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Нариман или «Челси бутс» — эмигрантская песня!

Суббота, 28 Ноября 2015 г. 14:50 + в цитатник

«Я милого узнаю по походке…
Он носит, носит брюки галифе.
А шляпу он носит на панаму,
Ботиночки он носит «нариман». (С)

Эту песню я знаю с раннего детства, ее часто пели на гулянках мои молодые родители и их друзья.
Мне тогда еще ребенку все не давали покоя непонятные такие слова: «ботиночки нариман», я все пыталась их себе представить. Как дочь военного, я хорошо знала, что такое брюки галифе, знала что их носят обязательно с сапогами. Представить себе милого в галифе и ботиночках у меня не получалось.:))
Потом, когда я уже стала взрослой, я работала на обувной фабрике и училась на технолога изделий из кожи, я думала, что эти ботиночки из песни были сделаны на бакинской обувной фабрике «Нариман». Хотя по-прежнему представить их с галифе не могла….:))

В наши дни ее перепел Гарик Сукачев и мне снова захотелось узнать про загадочные ботиночки, ведь в интернете можно найти все…

Для начала немного истории…

Первым эту песню исполнил русский певец-баритон Юрий Морфесси. В его исполнении стали известны такие песни, как «Чубчик» (позже ее перепел Леонид Утесов), «Дорогой длинною», «Бублички», «Очи черные» и множество других цыганских романсов. В старой записи песни про ботинки нариман этого исполнителя слышится «на рипах», что, вероятно, от украинского «рип», то есть скрип.

В начале двадцатого века были очень популярны ботинки на деревянной подошве, которые при ходьбе издавали характерный скрип. В то время это считалось особым шиком. Вспомним строчку из другой популярной песни – «со страшным скрипом башмаки». В основном, такую подошву изготовляли из березы. Получается, что Гарик Сукачев неправильно интерпретировал известную песню? Это не совсем так. В более поздних исполнениях отчетливо слышно «ботиночки нариман». Оказывается, в двадцатые годы прошлого века или сам Морфесси, или еще один популярный тогда певец Алеша Дмитриевич откорректировали эпитет «на рипах».

«Жертвы моды» русские исполнители в эмиграции понимали, что французской публике будет не совсем понятна столь странная мода на обувь со скрипом. Хотя в Советском Союзе еще долго сохранялась тенденция на такие ботинки. Башмаки со скрипом вплоть до пятидесятых годов двадцатого века считались культовой вещью. Особенно у рабочих. Характерный скрип давал знать, что идет не какое-нибудь отребье, а важный и модный мужчина. Особо ценным считалось, когда скрипел только один из ботинок. Для этого подшивалось дерево к нижней части ботинка или насыпался сахарный песок в каблук. Подошва из сухой бересты быстро изнашивалась, но это не останавливало отчаянных модников.

Столь странную особенность предпочтений русских было тяжело объяснить практичным европейцам. Поэтому Морфесси заменил на более благозвучное название «ботинки нариман». И это не случайный выбор. В то время существовала крупная корпорация, специализирующаяся на производстве галантерейных товаров, а также столь популярной обуви. Называлась она, как вы уже догадались, Nariman (North Association Russian Imperial Merchandise Apparels Nationwide). Ботинки нариман были разработаны более ста пятидесяти лет назад, но остаются популярными и в наше время. Как в мужском, так и в женском варианте.

Кто из знаменитостей носил ботинки нариман? Модель этой обуви в наше время называется Chelsea Boots. Под таким же названием они известны и более широкой публике. Все стиляги двадцатого века обязательно имели в своем гардеробе культовую обувь. Балерины и девушки, работающие на фабрике, банкиры и рыбаки, бандиты и богема, аристократы и простолюдины – все носили ботинки нариман. В свое время в таких ботинках выступали Элвис Пресли, знаменитая ливерпульская четверка и Фредди Меркьюри. На постсоветском пространстве во всех экранизациях похождений Остапа Бендера из бессмертных произведений Ильфа и Петрова главный герой щеголяет именно в «нариманах».

Откуда появились в этой песне галифе, так не сочетаемые с ботиночками, мне узнать так и не удалось. В первоначальных вариантах песни милый щеголяет в серых штанах, вот к ним ботиночки подходят. на скрипу🙂 Так пели наши эмигранты, вот например классическое исполнение от Аллы Баяновой:

Я сразу не стала писать про шляпу, думала это понятно, оказалось нет, поэтому добавляю:
Панама — это легкая мужская шляпа, тогда модная, вот как она выглядит:

Раньше пели «шляпу он носит панаму«, это уже потом приблатнили. ))

Ботинки Nariman – обувь из песни Гарика Сукачева

Несомненно, кто-то сейчас задал себе вопрос: «Причем здесь Гарик Сукачев со своей песней «Я милого узнаю по походке» и ботинки компании Nariman, которой уже более 150 лет?»
Действительно изначально исполнителем этой песни был Юрий Морфесси, оперный и эстрадный певец России популярный в 20-х годах и имевший разносторонний репертуар. Тогда в песне отчетливо говорилось про ботинки «на рипах», т.е слово «рип» имело значение «скрип».
В то время ботинки со скрипом были очень популярны в России и пользовались огромным спросом, особенно среди рабочего класса. Считалось, что именно скрип ботинок во время ходьбы делал образ мужчины модным. Долговечность скрипа определялась материалом, из которого изготавливалась подошва. Только ботинки на деревянной подошве могли скрипеть долго, но производители старались схитрить и вместо деревянной подошвы использовали обычную, прокладывая кусочки бересты и даже сахар. Понятно, что такие ботинки скрипели недолго — «шик» пропадал.


Переехав во Францию Юрий Морфесси откорректировал слова песни, так как понял, что французы просто не поймут русскую моду на скрипящую обувь и «рип» было заменен на слово «нариман» — на название бренда, в обуви которого выступали Фредди Меркьюри и Элвис Пресли. Эти ботинки мы помним и на ногах Остапа Бендера.
Классическая обувь Nariman — это двухцветные ботинки, у которых носок и пятка выполнены в черном цвете, а вся остальная часть ботинка – в белом.
Ботинки Nariman, будучи стильной тенденций, как и многие предметы гардероба того времени, не забыты и сейчас.
Современной интерпретацией первоначального варианта Nariman принято считать стильные и удобные Chelsea Boots, в которых кнопки были заменены резинкой.
Тренд скрипучих ботинок был не долгим, и уже в 50-е годы в таких ботинках не возможно было никого увидеть, но подтверждением того, что такая мода была является известная песня Гарика Сукачева, в которой поется о башмаках «со страшным скрипом».

При публикации материалов с сайта http://obuvv.ru прямая активная ссылка на первоисточник обязательна.

Emporio Armani — одежда и обувь данной линейки отличалась смелыми.

Будучи по образованию журналистом и рекламщиком, Ник Вустер всё-таки более известен как икона стрит-стайла.

viktorshestakov

viktorshestakov

Строчку из известной песни в исполнении Гарика Сукачева знает каждый. Но мало кто задумывается, а что это за ботиночки такие, по которым можно узнать «милого по походке». Поискал я кое-где и вот что «нарыл». Не стоит объяснять, чем вызвано мое любопытство? Делюсь.
А первым исполнителем этой незамысловатой песенки был Юрий Спиридонович Морфесси -русский певец (баритон). Широкой публике имя малоизвестное. «Баяном русской песни» называл его Фёдор Шаляпин. Именно в его исполнении стали известными такие песни как: «Ах, эти черные глаза», «Раскинулось море широко», «Чубчик» (исполненные затем Леонидом Утесовым, работавшим когда-то с Ю. Морфесси), «Дорогой длинною», «Ехали цыгане», «Пара гнедых», «Льется песня»(Цыгане дружною толпою), «Очи черные» (Николай Сличенко), «Кирпичики», «Бублички», «Глядя на луч пурпурного заката», «Как цветок душистый» ( Выпьем мы за Сашу, Сашу дорогого).
Вот, что вспоминает о нем Александр Вертинский:
«За границей, в эмиграции, было много наших русских актеров, но я не помню ни одного, который бы в искусстве двинулся вперед, оторвался бы от того, чему он выучился когда-то.
Мой приятель — Юра Морфесси — в свое время имел большой успех в Петербурге как исполнитель цыганских романсов. Но, попав в эмиграцию, он никак не мог сдвинуться с мертвой точки прошлого.»

Запись конечно старенькая, но отчетливо слышится слова «на рипах». Всё сходится. Популярные в начале XX века ботиночки со скрипом. «на рипах», т. е. на специальных деревянных подошвах, издающих скрип (глагол «рипеть», до сих пор используемый на Юге России, означает «скрипеть»).
Ри’пати (г. ср.) СкрипЪть. «Чого винъ ри’па, ри’пае?» Чего онъ скрипитъ двЪрями, ходитъ и выходитъ. «Чоботы з’ ри’пами». Сапоги скрипятъ.
Вроде бы все понятно и можно ставить точку. Но не надо спешить обвинять Гарика Сукачева в некорректном «прочтении» известной песни. В исполнении других певцов и музыкантов отчетливо слышно «нариман» (правда, есть и другие версии: «на липах» «на лиман», «малиман» и т.д.). Оказалось, что еще в 20-е годы (по одной из версий сам Морфесси, по другой А.И. Димитриевич* в 60-е) изменил выражение «на рипах» на слово «нариман». Чем это было вызвано?
Димитриевич Алексей Иванович (1913 — 1986) -французский аранжировщик болгарского происхождения .Родился в Сербии. Отец был сербским цыганом, который женился на петербуржской цыганке. Димитриевичи жили в России, но совсем недолго.

Русские эмигранты понимали, что парижской публике трудно будет понять, в чём же прелесть скрипа. Хотя в России и Советском Союзе даже после войны ещё «в моде» были «со страшным скрипом башмаки». Башмаки со скрипом в первой половине прошлого века считались очень продвинутой вещью. Особенно в рабочих кварталах. Чтобы потрафить клиентам, сапожники прокладывали кожаную подошву башмаков кусочками сухой бересты или сахарным песком. При ходьбе такие башмаки отчаянно скрипели, давая понять прохожим, что идет не босота какая-нибудь, а модный парень. Качество резиновой подошвы и других материалов заставляло их замолчать только через месяц-два носки. Особым «шиком» считалось, когда из пары скрипел только один ботинок. Морфесси (Димитриевичу) проще было заменить в песне ужасно скрипящую русскую обувь на благозвучные для публики фартовые ботиночки «нариман».
Понятно, но почему ботинки так назвали? Когда это было?
«Захожу в парадную, навстречу идет Сережа. Увидел меня и окаменел. Бледный как мел. Трясется от страха, как будто приведение увидал. Я рассмеялся. Одет я во всем белое – белые брюки, рубашка, длинный белый плащ, белый шарф и ботинки нариман»… (воспоминания Анатолия Мариенгофа, поэта-имажиниста, 1923 год).
Добавлю свои «три копейки». Когда мне было 16, я учился играть на гитаре. Мой «наставник и учитель» — Володя Ефремов показал мне три главных аккорда. С утра до вечера наяривал на гитаре, мучая своих близких многочисленными повторениями. Вова не любил блатняк и учил меня плаксивым дворовым песням. А вот в армии моим «учителем» стал Юрка Казаков из города Советск, Кировской области. Бо-о-ольшой любитель жаргонных песенок. У него я услышал старую нэпманскую песню. Прошло 30 лет и естественно весь текст не помню, только пару строк:
«Носил он фрак, гамаши
И нариман носил.
В кармане финка,
Ни цента за душой
Зато бутылка с виски
Эх… не была пустой!»
Тогда мы с ним были абсолютно уверены, что «нариман» был чем-то вроде шляпы или котелка. Несколько позднее я услышал «ботиночки он носит «нариман» и совсем не знал что думать. Перебрал массу вариантов, но не нашел никаких доказательств и . забросил это дело.
И вдруг наталкиваюсь :«. ботиночки онъ носитъ «Нариманъ». На письме это обозначается именно такъ! Дело въ томъ, что въ районе Бачи… есть очень мощная дiаспора т.н. «горскихъ iудеевъ». Такъ вотъ, въ далёкiя времена НЭПа , у этихъ людей имелась фабрика, названная по имени владельца «Нариманъ», коя выпускала обувь. . по заверенiямъ очевидцевъ, Одэсскiя блатныя iудеи предпочитали ботиночки именно этой фабрики…» Интересно, интересно. Начинаю искать и нахожу… еще одну версию.
Законодателями мировой моды, утверждают источники, была Российская Империя, а не Италия с Францией, как сейчас. Модель ботинка, разработанная компанией «NARIMAN» около 150 лет назад, сегодня является одной из самых популярных моделей мужской обуви. Ее носят простолюдины и аристократы, артисты и бандиты, государственные деятели и танцовщики балета. Эта та самая модель, которую носили Элвис Пресли, Фредди Меркьюри, ливерпульская четверка и. все стиляги XX века. Именно в такой обуви запомнили мы Остапа Бендера во всех экранизациях произведений Ильфа и Петрова. Носят сейчас и будут носить еще много лет. В сегодняшней мировой классификации, те самые «ботиночки «нариман», называются «Chelsea Boots». «NARIMAN» — аббревиатура, North Association Russian Imperial Merchandise Apparels Nationwide («Общенациональная северная ассоциации российских имперских товаров и одежды). «NARIMAN» -крупная галантерейная корпорация, специализирующаяся на огромном спектре разных товаров, включая товары от одежной фурнитуры (пуговицы, крючки, застежки),обуви, зонтов, плащей и корсетов.

1.Cовременная разновидность «ботиночек нариман».

2.Оригинальный «нариман» был не одноцветным, а комбинированным – изготовлен из белой кожи с черным мыском и задником (в более дешевых моделях из кожи были лишь мыски с задниками, а все остальное из парусины). Помимо этого – у него не было никаких резинок, а на голенище сбоку, с наружной стороны был разрез, застегивающийся на кнопки.

Хотите спросить кто дал название ботинкам — фабрика «горскихъ iудеевъ» или имперская компания «NARIMAN»? Не знаю. Это, теперь, неважно. Песня пережила десятилетия, как и модельные ботинки «нариман». Выводы, сопоставления не претендуют на истину в последней инстанции. Так или нет, покажет время. Поживем, увидим.

PS: Имя моего отца не имеет к этой истории никакого отношения.
Нариман- (персидский, древне-иранский) сильный духом

Ссылка на основную публикацию